Эффективное взаимодействие классного руководителя с родителями


В детстве закладывается основа личности человека и его судьбы. Исследования показывают, что современные родители, воспитывая детей, все больше нуждаются в помощи специалистов. Более того, консультации необходимы не только родителям групп риска, но и благополучным семьям.

В настоящее время все чаще наряду с детьми с уравновешенной психикой встречаются дети эмоционально неустойчивые. Нередко наблюдаются импульсивность, агрессивность, лживость, криминальные наклонности, а также повышенная чувствительность, застенчивость, замкнутость и т.п.

Многие родители заинтересованы в том, чтобы лучше воспитывать своих детей.

Чтобы укрепить сотрудничество школы и семьи, необходимо разнообразить формы взаимодействия с семьей: родительские встречи, анкетирования, практикумы, разработка памяток, семинары родителей по обмену опытом воспитания и др.

Что же можно сделать для того, чтобы как можно больше родителей стали настоящими партнерами школы в деле воспитания детей?

- Поднимать авторитет семьи;

- Воспринимать ошибки в воспитании, как создание новых возможностей для развития;

- Учитывать интересы родителей;

- Опираться на жизненный опыт родителей;

- Не концентрироваться на недостатках в семейном воспитании;

- Верить, что любая семья имеет сильные стороны.

Перечислим факторы, препятствующие эффективной организации работы с родителями:

- ожидание быстрого и легкого успеха (желание быстро найти легкие ответы на трудные вопросы);

- отсутствие опыта группового взаимодействия;

- закрытость родителей;

- завышенные ожидания от взаимодействия с учителем.

Другая трудность в организации работы с родителями заключается в том, что родители – взрослые люди, которые имеют свои взгляды, закрепленные стереотипы, например, такие как: "я и так все знаю” - отрицание возможности приобретения нового опыта; "чему вы можете меня научить, я старше вас” - демонстрация превосходства возраста; "вы учитель, вы и занимайтесь с ребенком” - долженствование и др.

Многие учителя, особенно начинающие, могут испытывать высокий уровень напряженности и тревоги, когда оказываются перед необходимостью участия в родительском собрании, а также когда анализируют результаты своей встречи с родителями.

Я думаю, что у неопытного педагога актуализируется своеобразная мифология, связанная с профессиональной деятельностью. А мифы отличаются от реальности и могут поддерживать и усиливать тревогу, неуверенность. Попробуем в этом разобраться.

Миф 1. Родители знают достаточно много, и вряд ли я смогу сказать им что-то новое.

Многие причинно-следственные связи не очевидны для родителей, многое позволяет родителям по-новому взглянуть на своего ребенка, на отношения с ним и способствует изменению взаимодействия с детьми в более конструктивную сторону.

Миф 2. У другого учителя (более опытного, знающего и т.п.) сразу бы все получилось, все родители были бы заинтересованы темой собрания и хотели бы встретиться вновь.

Безусловно, опыт практической работы, уровень сформированности коммуникативных умений, наличие навыка публичных выступлений, личностные особенности играют роль при выступлении на родительских собраниях. В то же время каждому приходится сталкиваться с недоверием, напряженностью, невысокой мотивацией, сопротивлением родителей, когда их ставят перед необходимостью слушать выступающего.

Учитель не может отвечать за то, что все уйдут с собрания с чувством глубокого удовлетворения и благодарностью. Это миф, а реальность в том, что если часть родителей найдет для себя что-то полезное в обсуждаемой теме, захочет и сможет прийти на собрание еще раз – это хороший результат использования такой формы как родительские встречи-собрания.

Миф 3. Если я не смогу ответить на все вопросы родителей, они решат, что я недостаточно компетентен.

Трудно найти человека, который знает ответы на все вопросы. Если воспринимать все вопросы родителей не как экспертизу на профпригодность, а как ориентир для дальнейшего развития, то сама ситуация собрания – это ситуация взаимного обмена. Учитель имеет право сказать, что не готов дать ответ на вопрос в данный момент, он обдумает вопрос и подготовится к ответу. Это нисколько не умаляет квалификации педагога, а скорее свидетельствует о его серьезном профессиональном подходе к обсуждаемой теме.

Отделив реальность от мифов, вы сможете обрести большую уверенность и спокойствие на предстоящей встрече с родителями.

Формы взаимодействия с семьей.

По содержанию родительские собрания могут быть текущими, тематическими, итоговыми.

Текущие - успеваемость, воспитательные мероприятия.

Тематические носят просвещенческий характер, направлены на расширение знаний родителей в области воспитания детей. Сюда можно пригласить выступить по теме психолога, юриста, социального педагога, врача (сопутствующей специализации), и др. специалистов.

Итоговые – подведение результатов развития детского коллектива за определенное время.

К каждому родительскому собранию уместно подготовить диагностический материал для родителей или статистический материал, связанный с изучением отдельных сторон жизни учащихся класса.

Так как каждая встреча учителя с родителями, особенно с большими группами родителей, несет определенный стресс, будет уместно вспомнить на этом занятии о способах регуляции и саморегуляции организма.

В заключение - обратная связь (Что понравилось? Что не понравилось? Замечания и пожелания ведущему) и благодарность участникам за активную работу на занятии и пожелания успехов в работе.

Copyright MyCorp © 2024