В детстве закладывается
основа личности человека и его судьбы. Исследования показывают, что современные
родители, воспитывая детей, все больше нуждаются в помощи специалистов. Более
того, консультации необходимы не только родителям групп риска, но и
благополучным семьям.
В настоящее время все чаще
наряду с детьми с уравновешенной психикой встречаются дети эмоционально
неустойчивые. Нередко наблюдаются импульсивность, агрессивность, лживость, криминальные
наклонности, а также повышенная чувствительность, застенчивость, замкнутость и
т.п.
Многие родители
заинтересованы в том, чтобы лучше воспитывать своих детей.
Чтобы укрепить
сотрудничество школы и семьи, необходимо разнообразить формы взаимодействия с семьей: родительские встречи,
анкетирования, практикумы, разработка памяток, семинары родителей по обмену
опытом воспитания и др.
Что же можно сделать для
того, чтобы как можно больше родителей
стали настоящими партнерами школы в деле воспитания детей?
- Поднимать авторитет семьи;
- Воспринимать ошибки в
воспитании, как создание новых возможностей для развития;
- Учитывать интересы
родителей;
- Опираться на жизненный
опыт родителей;
- Не концентрироваться на
недостатках в семейном воспитании;
- Верить, что любая семья
имеет сильные стороны.
Перечислим факторы, препятствующие эффективной
организации работы с родителями:
- ожидание быстрого и
легкого успеха (желание быстро найти легкие ответы на трудные вопросы);
- отсутствие опыта
группового взаимодействия;
- закрытость родителей;
- завышенные ожидания от
взаимодействия с учителем.
Другая трудность в организации работы с родителями заключается в
том, что родители – взрослые люди, которые имеют свои взгляды, закрепленные
стереотипы, например, такие как: "я и так все знаю” - отрицание возможности
приобретения нового опыта; "чему вы можете меня научить, я старше вас” -
демонстрация превосходства возраста; "вы учитель, вы и занимайтесь с ребенком”
- долженствование и др.
Многие учителя, особенно
начинающие, могут испытывать высокий уровень напряженности и тревоги, когда
оказываются перед необходимостью участия в родительском собрании, а также когда
анализируют результаты своей встречи с родителями.
Я думаю, что у неопытного
педагога актуализируется своеобразная мифология,
связанная с профессиональной деятельностью. А мифы отличаются от
реальности и могут поддерживать и усиливать тревогу, неуверенность. Попробуем в
этом разобраться.
Миф 1. Родители знают достаточно
много, и вряд ли я смогу сказать им что-то новое.
Многие причинно-следственные
связи не очевидны для родителей, многое позволяет родителям по-новому взглянуть
на своего ребенка, на отношения с ним и способствует изменению взаимодействия с
детьми в более конструктивную сторону.
Миф 2. У другого учителя (более
опытного, знающего и т.п.) сразу бы все получилось, все родители были бы
заинтересованы темой собрания и хотели бы встретиться вновь.
Безусловно, опыт
практической работы, уровень сформированности коммуникативных умений, наличие навыка
публичных выступлений, личностные особенности играют роль при выступлении на
родительских собраниях. В то же время каждому приходится сталкиваться с
недоверием, напряженностью, невысокой мотивацией, сопротивлением родителей,
когда их ставят перед необходимостью слушать выступающего.
Учитель не может отвечать за
то, что все уйдут с собрания с чувством глубокого удовлетворения и
благодарностью. Это миф, а реальность в том, что если часть родителей найдет
для себя что-то полезное в обсуждаемой теме, захочет и сможет прийти на
собрание еще раз – это хороший результат использования такой формы как
родительские встречи-собрания.
Миф 3. Если я не смогу ответить на
все вопросы родителей, они решат, что я недостаточно компетентен.
Трудно найти человека,
который знает ответы на все вопросы. Если воспринимать все вопросы родителей не
как экспертизу на профпригодность, а как ориентир для дальнейшего развития, то
сама ситуация собрания – это ситуация взаимного обмена. Учитель имеет право
сказать, что не готов дать ответ на вопрос в данный момент, он обдумает вопрос
и подготовится к ответу. Это нисколько не умаляет квалификации педагога, а
скорее свидетельствует о его серьезном профессиональном подходе к обсуждаемой
теме.
Отделив реальность от мифов,
вы сможете обрести большую уверенность и спокойствие на предстоящей встрече с
родителями.
Формы взаимодействия с семьей.
По содержанию родительские собрания могут
быть текущими, тематическими, итоговыми.
Текущие - успеваемость, воспитательные
мероприятия.
Тематические – носят просвещенческий
характер, направлены на расширение знаний родителей в области воспитания детей.
Сюда можно пригласить выступить по теме психолога, юриста, социального
педагога, врача (сопутствующей специализации), и др. специалистов.
Итоговые – подведение результатов развития детского коллектива за определенное
время.
К каждому родительскому
собранию уместно подготовить диагностический
материал для родителей или статистический материал, связанный с
изучением отдельных сторон жизни учащихся класса.
Так как каждая встреча
учителя с родителями, особенно с большими группами родителей, несет
определенный стресс, будет уместно вспомнить на этом занятии о способах регуляции и саморегуляции
организма.
В заключение - обратная связь (Что понравилось? Что не
понравилось? Замечания и пожелания ведущему) и благодарность участникам за
активную работу на занятии и пожелания успехов в работе.
|