1. Информационная справка
Муниципальное общеобразовательное
бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4» городского
округа Рошаль Московской области основано в 1956 году.
Учредителем
школы является Администрация городского округа Рошаль.
Школа
располагается в типовом школьном здании. В школе имеются 12 учебных кабинетов,
два компьютерных класса, библиотека, столовая, спортивный зал, медицинский
кабинет, спортивная площадка.
МОУ СОШ
№ 4 является самостоятельным юридическим лицом, имеет лицензию на право
ведения образовательной деятельности и свидетельство об аккредитации:
-
Свидетельство о регистрации от 06.03.1997 № 174-у;
-
Лицензия:59779 от 30.03.2007;
-
Свидетельство об аккредитации АА 147055 № 1455 от 29.05.2007.
В школе
имеется заключение комиссии о готовности образовательного учреждения к началу
2011 – 2012 учебного года.
Учреждение
располагается в здании по адресу: Московская область, г. Рошаль, ул. Фридриха
Энгельса, д. 12., в старом микрорайоне города. Фактором, создающим условия для
общекультурного развития учащихся, является наличие в микрорайоне детской
спортивной школы, учреждения дополнительного образования «Гармония», школы
искусств.
2. Контингент
обучающихся
В
2010 – 2011 учебном году в 12-ти классах обучались 294 человек:
начальное
общее образование (1-4 классы) – 4 класса, 96 учащихся;
основное
общее образование (5-9 классы) – 6 классов, 156 учащихся;
среднее
(полное) общее образование (10-11 классы) – 2 класса, 42 учащихся.
Кроме
того, работала одна группа продленного дня и 7 кружков спортивного, экологического, художественного направлений, в
которых занимались 115 учеников.
Главное
направление в работе – внимание к личности любого ребенка, развитие его
индивидуальных и творческих способностей. В школе обучаются различные категории
детей:
- одаренные
дети;
- дети,
имеющие психологические особенности и нуждающиеся в повышенном педагогическом
внимании;
- физически
ослабленные дети, имеющие хронические заболевания;
- дети,
находящиеся на домашнем обучении;
- инвалиды
детства с сохранным интеллектом.
Деятельность
школы осуществляется с учетом ориентации на конкретную социально – профессиональную
группу родителей.
В
основе организации педагогического процесса лежит изучение семей обучающихся:
- многодетные
семьи – 11 (увеличение на 4);
- неполные
семьи – 95 (снижение на 26);
- семья
- опекун – 5 (снижение на 4);
- неблагополучные
семьи – 12 (снижение на 14);
- дети-инвалиды
– 7;
- малообеспеченные
– 19.
3. Обеспечение безопасности, поддержка и сохранение здоровья
Главной задачей в системе обеспечения
безопасности учащихся школы является сохранение жизни и здоровья обучающихся и
работников в процессе трудовой и образовательной деятельности и организованного
отдыха обучающихся.
За прошедший
учебный год проводились мероприятия, направленные на антитеррористическую
защищенность, охрану труда, технику безопасности, пожарную безопасность и
гражданскую оборону, безопасность участников дорожного движения.
В учреждении имеется
вся нормативная законодательная документация по обеспечению безопасности в
школе. Школа оснащена средствами автоматического обнаружения и оповещения о
возникших экстренных ситуациях:
кнопкой
экстренного вызова (КТС) милиции, которая выведена на сторожевую охрану;
автоматической
пожарной сигнализацией и устройством защитного отключения (УЗО);
персонал
регулярно и планомерно проходит обучение по охране труда и технике
безопасности;
регулярно
проводятся тренировочные занятия по эвакуации детей и сотрудников, инструктажи:
вводный, первичный, повторный, внеплановый, целевой;
постоянно
дополняются инструкции по охране труда новыми постановлениями;
ежедневно
осуществляется технический осмотр здания;
осуществляется
пропускной режим;
осуществляется
дежурство администрации и педагогических сотрудников в учебное время, а также во
время каникул и в праздничные дни;
при проведении
общешкольных праздников в целях обеспечения порядка привлекаются члены
Управляющего совета, ученического самоуправления, родительская общественность.
Проводимые
мероприятия позволяют обеспечить удовлетворительное состояние всех технических
систем учреждения.
3. Работа по сохранению и улучшению состоянии здоровья обучающихся
Одной из основ успешного обучения
ребенка является здоровье. В последние годы растёт численность больных детей: в
2011 году здоровые составили только 41,6 % (снизилась на 8,9 %).
Данные по группам здоровья
обучающихся:
1 группа – 123;
2 группа – 138;
3 группа – 25;
5 группа – 10.
Данная статистика
стала основой для реализации программы на 2010-2012 годы по сохранению и укреплению
здоровья обучающихся «Здоровая молодёжь – сильная Россия», которая была
разработана в 2009 году и скорректирована в 2010 году. Управляющим советом
школы программа принята на конференции участников образовательного процесса в
ноябре 2009 года.
В рамках Программы осуществляются
мероприятия:
обследование детей на начало
учебного года;
выявление учащихся группы «риска»
и больных детей;
создание валеологической службы в
школе;
ПМПК-диагностика
интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы учащихся 5-8 классов;
профилактика
алкоголизма и наркомании;
внедрение в
образовательный процесс малых форм физического воспитания (физкультурные паузы,
подвижные перемены, часы здоровья);
другое.
Особое
внимание уделяется организации здорового питания, для чего силами педагогов и
медицинских работников проводились родительские собрания, профилактические
беседы с детьми и родителями.
В 2011 году
школа участвовала в областном конкурсе по организации здорового питания. По
итогам конкурсного отбора школа стала призёром и получила право на получение современного
технологического оборудования для школьной столовой на сумму 1 600 тыс.
рублей.
Также в
прошедшем году улучшено техническое состояние столовой и пищеблока - отремонтированы
крыша, помещения столовой и пищеблока;
Организация
школьного питания соответствует нормам СанПиН и рекомендациям Роспотребнадзора.
4. Структура управления
Школа работает
на принципах открытости и демократизма. Управление школой осуществляется в
соответствии с законодательством РФ, Уставом учреждения и строится на принципах
единоначалия и самоуправления. Органами общественного управления являются:
Управляющий
совет;
Общее собрание
трудового коллектива;
Педагогический
совет;
Конференция
участников образовательного процесса;
Ученический
совет;
профсоюзный
комитет.
Управляющий совет школы работал в
составе 12 человек. В него входили:
родители - 3
человека;
администрация
школы - 1 человек;
учителя - 3
человека;
представитель
профкома учителей - 1 человек;
учащиеся 9 –
11 классов - 3 человека;
представитель
учредителя - 1 человек.
Совет
осуществлял свою деятельность по направлениям:
организация
учебно – воспитательного процесса;
совершенствование
условий обучения учащихся;
организация и
стимулирование условий труда педагогических работников учреждения;
организация
массовых мероприятий, соревнований, праздников;
участие в
работе Совета профилактики.
Деятельность
Управляющего совета была направлена на совершенствование организации управления
школой и учебно–воспитательным процессом.
Члены
Управляющего совета принимали участие:
в корректировке
и реализации комплексной программы развития школы на 2010 – 2012 годы;
в поиске
внебюджетных источников финансирования, в рассмотрении жалоб и заявлений
родителей (законных представителей) по различным проблемам учебно–воспитательного
процесса; в подготовке классных эколого-краеведческих проектов «Мой город»;
в реализации
комплексного плана по профилактике детской безнадзорности и правонарушений;
в составлении
заявки для формирования сметы расходов учреждения на основе анализа состояния
материально-технической базы школы;
содействовали
и осуществляли контроль соблюдения здоровых и безопасных условий обучения и
воспитания детей.
Результатом
деятельности Управляющего совета стали:
повышение
корпоративной культуры всех участников образовательного процесса;
прозрачность и
доступность всех направлений деятельности учреждения (учебно-
воспитательной, финансовой,
хозяйственной);
выработка
личностной поведенческой составляющей в развитии личности школьников;
переход на
новые Федеральные государственные образовательные стандарты в 1 классе.
Ученический совет состоял из 30
учеников и работал по направлениям:
учебная
работа;
культура и
информация;
экология и
спорт;
защита прав
участников образовательного процесса.
Деятельность
Ученического совета позволила его участникам реализовать свои коммуникативные и
управленческие способности в процессе решения классных, общешкольных и
общегородских мероприятий. Ученический совет возглавил работу по организации
школьных сайта и газеты, школьной страницы в городской газете; организовал
работу по созданию эколого-краеведческого проекта «Мой город»; силами учащихся
школы проводились экологические десанты под лозунгом: «Озеру Юбилейному –
чистые берега»; члены Ученического совета принимали активное участие в работе
пришкольных лагерей (во время каникул) в качестве вожатых и организаторов
воспитательных мероприятий.
5. Кадровое обеспечение образовательного процесса
В прошедшем учебном
году учительский коллектив продолжил работу по созданию корпоративного
сообщества участников образовательного процесса.
В школе
созданы условия для формирования творческого инновационного поля в коллективе.
Учителя стараются эффективно реализовывать поставленные перед ними задачи. Они
проявляют гибкость и желание овладеть профессиональным мастерством.
Образовательное
учреждение укомплектовано педагогическим составом согласно штатному расписанию.
В 2010 - 2011
учебном году педагогический коллектив состоял из 18 человек (уменьшился на 1
чел.).
Имеют звания:
«Почетный
работник народного образования» – 2 педагога;
«Ветеран
труда» –
7 человек.
Высшую и первую квалификационную категории
имеют 68 % (было 78,9 %) педагогов, в том числе:
высшую - 6 человек (33,3%) (было 47,4 %);
первую - 6 человек (33,3%) (было 31,6 %);
вторую - 3
человек (16,6%) (было 15,8 %).
Анализ состава
педагогических кадров (по образованию)
высшее - 89 %
в т.ч.
педагогическое
- 89 %
среднее
специальное педагогическое - 11%
Возрастной
состав педагогов оптимальный, средний возраст педагогических работников 40-50
лет.
6. Содержание образования
В 2010-2011
учебном году образовательный процесс осуществлялся в соответствии с Базисным
учебным планом 2004 года.
Учебный план
школы – документ, в котором реализуется:
конкретное
содержание образования (количество и название предметов);
последовательность
изучения предметов по классам;
нормы учебного
времени.
Учебный план
дает возможность школе:
определиться в
своей образовательной стратегии;
определить
приоритетные направления в образовательной подготовке обучающихся.
Научно – педагогические основы учебного
плана:
полнота – обеспечение
широты развития личности, учет региональных, социокультурных потребностей,
наличие и развитость соответствующих компонентов содержания образования;
преемственность
– между ступенями и классами, годами обучения;
сбалансированность
– федерального, регионального и школьного компонентов; баланс между циклами
предметов, отдельными предметами и предметами по выбору;
соответствие
реальному времени – необходимая гибкость плана, наличие ресурсов, отсутствие
перегрузки обучающихся;
обеспеченность
ресурсами – возможность реализации плана за счет наличия и соответствующей
подготовки кадрового, программно – методического и других видов обеспечения.
Учебный план
ставил задачу определить приоритетные направления в образовательной подготовке
и возможность реализовать:
широту
развития личности учащихся;
учет
региональных, социокультурных потребностей;
преемственность
между ступенями обучения, классами и годами обучения учащихся;
сбалансированность
федерального, регионального и школьного компонентов и их наполнение;
учащимся выбор
предметов при сдаче ЕГЭ.
На всех
ступенях обучения выполняется федеральный и региональный компоненты. Школьный
компонент включают предметы: «Мировая художественная культура», «Химия и
жизнь», «В мире звезд», «Духовное краеведение Подмосковья», «Народные
промыслы», «Компьютерная графика».
Реализация личностно-ориентированного подхода является
основой образовательного процесса,
который осуществлялся по следующим направлениям:
естественнонаучное;
гуманитарное;
общекультурное;
физическое.
Традиционно
особое внимание уделяется общекультурному и физическому воспитанию. Эти
направления реализовывались через урочную систему, кружки и факультативы,
организацию внешкольной и внеурочной деятельности учащихся и их родителей.
Организация
образовательного процесса позволила обеспечить всем выпускникам 11 классов выбор
своего дальнейшего пути: из 21 выпускника поступили в вузы 12 человек, в техникумы
- 8 человек.
Психологическая служба
Психолого –
педагогическое сопровождение в школе представляет собой деятельность, направленную
на создание системы социально-психологических условий, способствующих успешному
обучению и развитию каждого ребенка.
Цель работы службы – обеспечение
полноценного личностного и интеллектуального развития учащихся на соответственном
возрастном этапе.
Основными направлениями работы
психологической службы в прошедшем учебном году явились:
психологическая
диагностика 1, 4, 5, 10 классов;
психокоррекционная
и развивающая работа учащихся;
корректировка
процесса адаптации учащихся при переходе с одной ступени обучения на другую;
индивидуальное
консультирование участников образовательного процесса.
7. Результаты учебной деятельности
Результаты
успеваемости обучащихся
Учебный год
|
Успеваемость
|
Качество знаний
|
Степень обученности
|
2006-2007
|
99 %
|
34 %
|
48 %
|
2007-2008
|
98 %
|
33 %
|
45 %
|
2008-2009
|
98 %
|
38 %
|
48 %
|
2009-2010
|
98 %
|
34%
|
47 %
|
2010-2011
|
98,3 %
|
38,1 %
|
48 %
|
Отличники в:
2006-2007 уч. г. – 13 человек;
2007-2008 уч. г. - 17
человек;
2008-2009 уч. г. – 10 человек;
2009-2010 уч. г. – 15 человек;
2010-2011 уч. г. – 12 человек.
Неуспевающие в:
2006-2007 уч.г. – нет
2007-2008 уч.г. – 2 человека и 1 со справкой;
2008-2009 уч.г. – 6 человек;
2009-2010 уч.г. – 5 человек (в том числе 2-м уч-ся
рекомендовано обучение в кор. школе);
в 2010-2011 уч. г. – 2 человека и 1 со справкой.
Анализ
результатов работы свидетельствует о том, что в прошедшем учебном году показатели
успеваемости и качества знаний повысились. Это обусловлено применением в образовательном процессе методов обучения,
развивающих творческие способности учащихся, внедрением стратегии
инновационного обучения, применением на уроках здоровьесберегающих технологий.
Результаты государственной (итоговой) аттестации
В 2011 году
все выпускники 9 и 11 классов были допущены к государственной (итоговой)
аттестации, которая проводилась в 9 классе по математике и русскому языку в
новой форме – ГИА, а в 11 классе – в форме ЕГЭ.
9-е классы
Все обучающиеся
(27 человек), завершившие освоение программ основного общего образования, сдали
экзамен по алгебре, в том числе, на «4» - 2 обучающихся.
С экзаменом по
русскому языку также справились все выпускники, в том числе, на «4» и «5» - 9
человек.
Экзамены по
выбору проводились в традиционной форме.
По итогам
государственной (итоговой) аттестации в 9 классе все выпускники получили
аттестаты об основном общем образовании, 1 выпускник получил аттестат с
отличием.
Результаты ЕГЭ
В прошедшем учебном году экзамены в форме ЕГЭ сдавали 21
выпускник по предметам:
Обязательные
предметы:
1. русский язык – 20 человек
Средний балл – 54,7
Минимальный балл - 36
2. Математика
– 20 человек
Средний балл – 37,7
Минимальный балл – 24.
Предметы по
выбору:
1. Обществознание – 16 человек
Средний балл – 49
Минимальный балл - 39
2. Биология– 2 человека
Средний балл – 60
Минимальный балл 36
3. История – 8 человек
Средний балл – 39
Минимальный балл - 30
4 Физика – 5 человек
Средний балл– 50
Минимальный балл – 33.
Одна
выпускница 11 класса окончила школу с золотой медалью (Врагова Екатерина).
В ВУЗы Москвы
и Московской области поступили 12 выпускников школы, в СУЗы - 8.
Результаты
промежуточной и итоговой аттестации ставят комплексные задачи перед всеми
участниками образовательного процесса (педагоги, родители, учащиеся).
Необходимо повышать мотивацию учения, эффективность применяемых технологий,
усиливая личностно-ориентированный подход в воспитании и обучении.
8. Воспитательная работа и ее результаты
Если учебный
процесс – это подготовка к жизни, то внеурочная деятельность – это модель самой
жизни. В 2010 -2011 учебном году эта деятельность была содержательной и
разносторонней.
В соответствии
с Программой развития школы на 2010 – 2012 годы основой воспитательной работы
является реализация принципа создания условий для удовлетворения основных
потребностей учащихся (потребности в уважении и признании, в творческом
развитии и творческой реализации, защищенности и психологическом комфорте, здоровом
образе жизни) и формирования у обучающихся качеств, необходимых в будущей жизни
(трудолюбие, патриотизм, правовая культура, экологическая культура, умение
ценить и создавать прекрасное, способность жить в информационном обществе).
Уже давно
существуют и с успехом воплощаются на практике коллективные творческие дела,
которые помогают учащимся реализовать свои потребности, приобретать
нравственный и социальный опыт. Это осуществляется через традиционные ежегодные
мероприятия:
праздники - Посвящение в
первоклассники, музыкальные поздравления «Дорогому учителю», «Любимой маме»,
Рождество, Масленица, Последний звонок;
«Дни» - День знаний, День защиты детей,
День здоровья, День Земли, День самоуправления, День защитника отечества, День
встречи с выпускниками, День открытых дверей, День города, «День воина –
интернационалиста», «День победы»;
конкурсы – рисунка: «Моя семья», «Мой
город», «Христово воскресение», «Юные таланты тысячелетия», «Театральные
посиделки», спортивный «Мы вместе», «Веселые старты», «Строя и песни», чтецов,
сочинений, «Спортивная семья»;
декады – предметные (математики и
физики, гуманитарных наук);
месячники – военно-патриотической
работы, безопасности и гражданской обороны, благоустройства, «Безопасная
дорога».
Проводились
ученические конференции:
история моего
города;
научная
конференция по вопросам лингвистики, культуры, экологии.
В школе
работает пресс-центр:
статьи для
городской газеты «Рошальский вестник»;
выпуск
ежемесячной школьной газеты;
подготовка
материалов для школьного сайта.
С целью
экологического воспитания в рамках реализации экологической программы
«Становление экологической ответственности» на территории школы были высажены
саженцы деревьев. Данная программа осуществлялось в тесном взаимодействии с
сотрудниками Майского лесничества.
Учащиеся школы
приняли участие в городском конкурсе: «Юные таланты тысячелетия».
В соревнованиях
«Лыжня России» ученица 10 класса заняла 1-е место, «Рошальская лыжня» - 1-е
место. В городской спартакиаде общеобразовательных учреждений команда школы
заняла 1-е место по баскетболу; 3-е место - по мини-футболу и теннису.
На спортивном
празднике, посвящённом Дню России, команда школы заняла 1-е место.
В дни всех
школьных каникул в учреждении работали пришкольные лагеря для учащихся 1 – 8
классов.
Особое
внимание в организации воспитательного процесса уделялось работе с учащимся
группы «риска». Работа строилась по двум основным направлениям: выявление индивидуальных
способностей обучающихся и создание условий для их реализации.
Результатом
данной деятельности стало участие этих детей в спортивных кружках, общественной
жизни школы;
9. Социальное партнерство школы
Создание
единого воспитательно-образовательного пространства школы зависит не только от
состояния дел внутри учреждения, но и в немалой степени от благоприятной
социально-культурной среды в семьях обучающихся и в целом городе. Учреждение
развивается как социокультурный центр, ориентированный на качественно новый
уровень образовательной среды школы, связанной с социокультурой всех участников
образовательного процесса.
Школа
взаимодействует и сотрудничает с:
городским
центром социальной реабилитации;
детской
спортивной школой;
СКЦ «Рошаль»;
учреждением
дополнительного образования «Гармония»;
Областным
педагогическим университетом г. Орехово-Зуево;
Областным
педагогическим колледжем г. Орехово-Зуево;
Художественно-технологическим
институтом г. Гжель;
Рошальским химико-технологическим
техникумом;
Рошальским ПУ
№ 9;
Коломенским
музыкальным колледжем.
10. Финансово – хозяйственная
деятельность
Финансирование учреждения
осуществлялось согласно смете, утвержденной городской Администрацией. В 2010 –
2011 учебном году усилия были направлены на поддержание материальной базы. Отремонтированы:
столовая и
пищеблок;
сделан
косметический ремонт учебных кабинетов.
Приобретена
мебель для столового зала. За счёт федеральных средств пополнился библиотечный
фонд новыми учебно-методическими комплектами для 1 класса, по географии,
физике, истории на сумму 97 161 рублей.
11. Основные проблемы
Недостаточный
уровень сформированности у обучающихся познавательного интереса к изучению
предметов.
Недостаточный
уровень культуры обучающихся.
Недостаточность
материальной базы для введения третьего часа физкультуры.
12. Основные направления развития на 2011 - 2012 учебный год
Обеспечение
получения обучающимися новых социальных результатов образования, заложенных в
план по модернизации общего образования, через:
освоение новых
федеральных образовательных стандартов;
внедрение
новых подходов к оценке образовательных результатов учащихся;
стимулирование
высокого качества работы и профессионального развития педагогов (повышение
квалификации, аттестация, совершенствование системы стимулирования труда
педагогов);
обновление содержания и технологий, применяемых в
образовательном процессе, освоение и внедрение ИКТ в работу педагогов;
совершенствование системы питания в учреждении, увеличение
охвата горячим питанием;
снижение энергопотребления в системе общего образования;
совершенствование
культурологической среды, направленной на повышение уровня воспитанности и
сознательной дисциплины участников образовательного процесса;
расширение
форм работы внеурочной занятости детей (создание клубов по интересам). |